Вопрос - ответ

 Не знаю что делать. Мой ребенок очень непослушный. Сдают нервы.
 
Не существует чудесного средства, чтобы избежать этих состояний, так как эти проявления нормальны в развитии ребенка.
Приступы злости являются выражением внутреннего конфликта, который переживает ваш ребенок: он разрывается между желанием независимости и потребностью цепляться за вас. Эти желания не опасны и не означают, что у вашего малыша скверный характер.
Кстати, если драма разразилась в публичном месте, не нужно пугаться. Некоторые мамочки от растерянности пытаются уволочь вопящее чадо с чужих глаз долой, рискуя оторвать ему руки. Даже если вам мерещатся недовольные гримасы, поймите, что большинство из присутствующих испытали вашу ситуацию на своей шкуре, а кто-то и не однажды. Сию секунду в целом мире есть только вы и ваша орущая кровиночка, которую нужно как можно скорее привести в чувство. Вот и займитесь этим, вместо того чтобы сердиться.
Детям, как и взрослым, не следует копить в себе гнев. Они наравне со старшими имеют право на усталость, недовольство и злость. Ваша задача донести до малыша, что вы очень хорошо его понимаете. Он не может сам разрешить терзающие его противоречия. Помогите ребенку. Говорите  просто и не считайте его слишком меленьким для диалога. Если вы сформулируете его трудности, ему станет легче, и он сможет ответить.
 
Что делать?
Физическая разрядка помогает ребенку больше, чем кому бы то ни было. Ему точно полегчает, если вы уговорите его попрыгать, побегать по комнате, станцевать танец маленьких дикарей. Можно выпустить пар, от души поколотив палкой диван. Вообще, неплохо организовать или просто обозначить «сердитое» место. Например, пуфик в углу комнаты, который можно в «злые» минутки «покрошить» игрушечным мечом.
Ребенок оценит ваши усилия, если вы покричите вместе с ним. Только договоритесь, что ваш крик будет все тише, тише и закончится тишиной, которую вы вместе послушаете.
Можно поиграть в «Хмурого художника». Сведите брови для наглядности.  Пусть кроха нарисует объект, обидевший его, а потом зачеркает.
 
 
 Ужасная проблема уложить днем ребенка спать. Ребенку 3 года. Отказывается спать днем. Подскажите что с этим делать и как с ним бороться?
 
Если ваш малыш отказался от дневного сна, а за ночь высыпает «свою норму» (12-13 часов), то это его право. Беспокоиться не стоит еще, когда малыш отлично себя чувствует, остается веселым, активным, любознательным и не капризничает, оставшись без дневного сна. Многие родители малышей, отказавшихся от дневного сна, отмечают закономерность, что и сами в далеком детстве рано порвали с привычкой спать днем.

Причин нарушения дневного сна у детей 2-3 лет может быть много. Чаще всего приходится иметь дело со следующими:

  • Поздний подъем ребенка (ближе к полудню) из-за затянувшегося ночного сна. Когда ребенок спит до 10-11 часов дня, то он просто еще не устанет к 14-15 часам дня. В итоге днем ребенок спать ложиться не хочет. Ближе к вечеру ребенок может захотеть спать, но такой поздний вечерний сон опять-таки отдаляет отход к ночному сну.
  • Позднее укладывание ребенка на ночной сон сулит также поздний подъем утром. Круг замкнулся.
  • Не растрачена энергия. Если ребенок недостаточно бегал, гулял пешком, играл в подвижные игры, то он, не чувствуя усталости, заснуть не может и не хочет. Именно прогулки на свежем воздухе позволяют малышу потратить много энергии. Но при этом нервная система ребенка не перевозбуждается, как при активных играх «в четырех стенах».
  • Малыш возбужден. Многие родители замечали, что когда привычный уклад жизни нарушает какой-то нестандартное событие (приход гостей, поход в магазин, поездка куда-либо, смена часовых поясов), то возбужденный малыш не хочет ложиться спать днем. Иногда все попытки уложить малыша сводятся к нулю. В итоге измучены и мама, и малыш, но цель не достигнута. Частые случаи – эмоциональное перенапряжение и нервное перевозбуждение, связанные с чрезмерно активными играми в первой половине дня.
  • Внешние раздражители. Душно или холодно в комнате, некомфортная одежда для сна, слишком светло, посторонние звуки, неподходящее устройство кроватки, неудобные постельные принадлежности – это только примерный и далеко не полный список всего того, что может мешать ребенку заснуть. Несоблюдение режима дня и сна родителями. Многие родители скажут: «Режим для ребенка – звучит как-то жестко». Спешу уверить, что под понятием режим подразумевают не дрессировку и требования конкретных действий в данную минуту, а последовательность действий и событий в течение дня. Это дает ощущение стабильности и комфорта. Благодаря чему ребенок четко ориентируется во времени.


Также стоит выделить отдельно патологические причины неврологического характера, в связи с которыми сон малыша нарушился.

1. Гиперактивный малыш. Такие малыши-энерджайзеры находятся в постоянном движении, очень активны, совершают поступки импульсивно, без каких-либо раздумий. Им трудно сконцентрировать внимание на игре. Они суетятся, неаккуратны – ломают или роняют вещи. Наблюдаются эмоциональные всплески и быстрая смена настроения. Как правило, они мало, беспокойно и прерывисто спят. Это все особенности работы их нервной системы. О синдроме гиперактивности и недостатка внимания (СДВГ) в двух-трехгодовалом возрасте малыша говорить рано и неправильно. Но общую тенденцию развития и особенности поведения малыша в таком возрасте уловить необходимо. Поведение родителей таких гиперактивных малышей должно эту гиперактивность «гасить» или направлять в нужное русло. И неправильная позиция родителей может навредить ребенку и сформировать у крохи комплексы.

Для гиперактивных детей просто необходим режим дня. Повторяющиеся действия каждый день в определенном порядке стимулируют выработку в организме «биологических часов». Так ребятам легче будет перестраиваться на смену деятельности.

2. Скрытые соматические заболевания у детей старше двух лет могут стать причиной беспокойства и нарушения сна. Пережитые в течение дня сильные эмоции или впечатления их сон могут прерывать. Только специалист поможет вам разобраться в истинных причинах нарушения сна вашего малыша. И такой визит к доктору не стоит откладывать.

Что делать ? 

Качество и продолжительность сна малыша напрямую зависит от того, как ребенок проводит день. Все имеет значение – как кроха питается, как и где гуляет, где спит и так далее. Поэтому все рекомендации родителям здорового малыша будут касаться именно организации дня ребенка.

 А именно:

1. Не перекармливайте ребенка перед сном. После последнего приема пищи и времени отхода ко сну должно пройти минимум полчаса.
2. Исключите все возможные внешние раздражители (шум, яркий свет, неубранные игрушки).
3. Проветрите комнату, где должен спать малыш. Следите за влажностью и температурой воздуха в комнате. Слишком сухой воздух вызовет у ребенка пересыхание слизистых, жажду. Малышу будет некомфортно, он будет часто просыпаться. Оптимальная температура в помещении – 19-21˚С.
4. Придерживайтесь режима. Старайтесь укладывать кроху в одно и то же время. Укладыванию должны предшествовать повторяющиеся изо дня в день «сонные» ритуалы. Это может быть чтение книг, рисование или любые спокойные виды деятельности. Можно предложить малышу уложить спать свои игрушки, закрыть занавески, переодеться в пижаму. Ему будет спокойнее, если он будет знать, что все будут отдыхать вместе с ним.
5. Исключите зрительные и эмоциональные перегрузки. Не позволяйте ребенку перед сном смотреть мультики. Все общение с «экранными друзьями» вообще стоит свести к минимуму в таком возрасте.
Мультики целый день в фоновом режиме – огромное зло. От этого нужно отучать в первую очередь маму. Общее возражение – это ж так удобно: включил – и малыш занят, можно маме чем-то заняться. Но вы уж как-нибудь выберите для себя из двух вариантов – вам удобно или здоровая нервная система и нормальный сон малыша.
6. Не ругайте ребенка, если он не может уснуть. Соблюдайте спокойную атмосферу в семье. Раздражительный тон матери только еще больше возбуждает нервную систему крохи. Поэтому крики и угрозы не только не помогут уложить ребенка спать, но оставят стойкое отрицательное отношение вообще ко сну и кровати. В этом возрасте у детей есть так называемый синдром «отзеркаливания» эмоций и настроения матери. Дети часто перенимают манеру общения и эмоции мамы. Подражают родителям во всем. Будьте хорошим примером для своего ребенка.
7. Организуйте день ребенка так, чтобы в первой половине дня он получил должную физическую нагрузку. Ребенок должен выплеснуть энергию, хорошо и активно поиграть на улице. Также следите за тем, чтобы такая активность плавно переходила в спокойное времяпрепровождение перед сном. Избегайте слишком эмоциональных игр. Это может помешать спокойному сну малыша.
8. Детям в разном возрасте необходимо различное время, чтобы уснуть. Детям в два года может понадобиться 20-30 минут, чтобы уснуть. А трехлетние ребятишки могут на засыпание потратить и час. Проявляйте любовь, спокойствие, терпение и стойкость характера.

 

 Если ребенок не хочет ходить в детский сад, а нужно. Как договариваться?

Договориться с малышом очень трудно, но родители должны понимать: это их решение – отправить ребенка в детский сад, значит и ответственность нужно брать на себя.

Если вы знаете, что малыш через полгода пойдет в детский сад, готовьте его заранее. Расскажите о садике, устройте его дома, привлекая к игре знакомые малышу игрушки. Гуляйте рядом с детским садом.

Малышу не нужно рассказывать «сказки», что в детском саду будет весело и здорово! Самый большой стресс у ребенка возникает тогда, когда он попадает в среду, о которой ничего не знает. Возможно, дети не захотят с ним сразу играть, а ему раньше говорили, что в детском саду все дружные и очень веселые.

Многие родители думают, что если не рассказывать ребенку заранее, что в саду он будет без мамы, он легче смирится, когда его поставят перед фактом. Нет! Родители должны объяснить заранее, что в саду малыш будет без мамы и папы. Стресс он испытает все равно, но если подойти к подготовке мудро, процесс привыкания будет менее болезненным. А еще никогда не уходите без прощания и приходите за ребенком в то время, в которое пообещали.

 

 Нужно ли заниматься с малышом, если он не хочет?

Раннее развитие эффективно, если игры, занятия, чтение регулярны. Не принуждайте ребенка, занимайтесь с ним, когда он готов воспринимать новую информацию. Если ребенок настроен на свободную игру, не навязывайте ему занятия. Ваша цель – не зубрить учебники, а вырастить всесторонне развитого человека.

Создайте для него обучающую среду. Это личное пространство ребенка: уголок или комната с его собственными игрушками, книгами, кубиками, развивашками для получения новых тактильных, зрительных, слуховых и вкусовых ощущений. Здорово, если есть возможность установить шведскую стенку или спортивный комплекс.

 

 Не могу привить ребенку самостоятельность. Что делать?

Многие мамы, ссылаясь на нехватку времени, предпочитают делать многие вещи за своего ребенка. В результате к 14 годам дети не могут заправить кровать или приготовить себе завтрак. Если малыш проявляет интерес к чему-то, ему нужно дать возможность быть самостоятельным и инициативным. Интеллектуальное развитие происходит параллельно с физическим: когда формируется моторика, ребенок учится завязывать шнурки, одеваться, убирать игрушки.

 

 Какая оптимальная нагрузка должна быть у ребенка-дошкольника? 

Меня удивляет, когда ребенок ходит на новогодние праздники в пять мест, потому что у него четыре кружка и детский садик. В результате 3-летний малыш видит Деда Мороза пять дней подряд, до конца не понимая, кто это. Мама стремится записать ребенка в несколько секций, объясняя это его бешеной активностью. Наоборот, из-за большого количества секций дети устают и от этого перевозбуждаются, не могут уснуть, успокоиться.

В дошкольный период главный вид деятельности – это сюжетно-ролевая игра. В результате игр со сверстниками и родителями ребенок приобретает все необходимые знания и навыки. Ко мне на прием приходил дошкольник. В его расписании была хореография, музыка, рисование, итальянский язык – около 6 занятий. Как думаете, было ли у него время на отдых или игры во дворе?

Не нужно реализовываться за счет ребенка. Пусть он сам выбирает увлечения и секции. Если вы в детстве или юности не научились играть на музыкальном инструменте, самое время сделать это сейчас, а не пытаться навязать новое увлечение сыну или дочери.

 

 Как быть с детской ревностью? 

Она развивает соревновательный дух у детей. Но маме важно научиться избегать серьезных конфликтов и переключать детей на другие дела. Объясню: например, у вас недавно родился ребенок, и старший в растерянности. Оставьте младшего с папой, а со старшим сходите на прогулку. Но проведите время качественно, чтобы он не просто топтался рядом, а играл с вами в игры, веселился и получал удовольствие! 

На ребенка давит определение «старший». Покажите ему все плюсы: советуйтесь с ним в выборе продуктов, проводите с ним больше времени, не бойтесь поручать ему мелкие дела по дому и не говорите, что он что-то должен. Он не должен делиться своими игрушками и книжками. Дети по своей природе собственники. Именно поэтому они переживают кризис с появлением других детей.

Покажите его значимость, вместе с младшим ребенком радостно встречайте его с садика, обеспечьте ему максимум позитивных переживаний в это время.

 

 Как рассказать ребенку о разводе? 

Приемлема только констатация фактов. Обычно ребенок не хочет знать, кто прав, а кто виноват. Дайте ему исчерпывающую информацию, чтобы он не тревожился. Но при этом нужно донести, что после развода вы не перестаете быть родителями своему ребенку.

 

 Как вести себя с ребенком после развода?

Легче всего дети переносят разводы до трех лет и после совершеннолетия. Агрессия – один из способов проявления переживаний. Просто у мальчиков она выражается не вербально, как у девочек (из-за этого она более заметна), а физически и обычно не в кругу семьи. Дети относятся к разводу через призму женских переживаний. Окружите их вниманием, помогите в критический момент.

Нужно понимать, что у детей никогда не будет другого настоящего папы. А мамы часто досаждают бывшим мужьям, используя детей. Обычно в ход идет негативная информация о папе, которую мама доносит до ребенка, объясняя этим невозможность с ним встретиться.

В итоге ему приходится жить с тем, что его отец (его «половина») – негодяй.

 

 Как развивать мелкую моторику у ребенка?

Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем у ребенка не было проблем с речью. Мои самые любимые и эффективные занятия: пальчиковая гимнастика, игры с бумагой, перебирание бус, игрушки-шнуровки, аппликации, лепка, пазлы, стирание ластиком нарисованных предметов. Есть и более простые, доступные всем мамам и детям: сортировка круп, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков, капание из пипетки в узкое горлышко бутылки.

 

 Как привить ребенку любовь к книгам?

Пример, который подает родитель, – основа основ! Хотите, чтобы дети читали и любили книги? Делайте это сами! А еще лучше на виду у малышей. Заинтересовывайте ребенка книгой: полистайте ее, посмотрите картинки, обсудите увиденное. Непоседам нужно расслабиться, чтобы сесть за чтение. «Окутайте» ребенка спокойствием. Уберите все отвлекающие предметы. Если ребенок все равно не проявляет интерес, возможно, он просто голоден или устал. 

Пока вы читаете, малыш должен что-то разглядывать. Берите короткие по содержанию, понятные и хорошо иллюстрированные издания. Истории на 200 страниц отложите до лучших времен!

 

 Как реагировать на детский плач?

Ребенок плачет не из-за того, что вредничает – он расстроен. Дайте  ему возможность пережить свое «горе». Посочувствуйте. Проговорите эмоции. «Я понимаю, что ты расстроен, но не могу тебе позволить надеть летние шлепанцы на улицу, потому что сейчас зима и ты простудишься. Давай найдем классные валенки». Обязательно предлагайте альтернативные варианты выхода из ситуации. Выслушайте его и обнимите.

Найдите в себе силы не ограничиваться фразой «не плачь» – позвольте ребенку понять, что с ним происходит. Вам станет легче, когда начнете относиться к малышу не как к человеку, желающему испортить настроение, а как к расстроенному человеку, нуждающемуся в сочувствии.

 

 Если ребенок врет, что делать? 

Задача родителей – понять, в чем причина обмана. Дошкольник может врать, потому что боится наказания (значит вы перегибаете палку с наказаниями) или хочет приукрасить действительность. Он рассказывает в саду небылицы о своем доме, чтобы казаться лучше. Поговорите с ним: почему ему хочется быть лучше?

Бывает ребенок фантазирует, но это нельзя относить к вранью. У детей очень богатая фантазия. Они могут рассказывать истории, действительно веря в них.

Школьники часто обманывают, потому что боятся наказания или разочарования родителей. Значит, у вас завышенные ожидания к своему ребенку.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo